Как получить разрешение на торговлю на улице? Вся процедура, сроки и необходимые документы

Разрешение на торговлю на улице

Как только наступает летний сезон, улицы заполняются самыми различными лотками с фруктами, мороженым, водой, газетами и журналами, выпечкой и многим другим. Но мало кто знает, что для каждого метра торговой площади необходимо разрешение, которое предприниматели получают еще в январе. Если вы хотите знать все тонкости оформления территории для торговли на ней, эта статья для вас.

Кому необходимо разрешение на торговлю на улице?

Вполне логично предположить, что тем, кто собирается что-либо продавать на улице. Но это не совсем так. Разрешение на торговлю на улице потребуется также заведениям общепита, которые захотят поставить возле своего кафе летние столики.

Разрешение также потребуется и тем, кто формально находится в помещении – в быстровозводимых ларьках, не стоящих на фундаменте. По закону – это тоже торговля на улице. Поэтому перечень сезонных объектов, для которых требуется разрешение на торговлю, довольно широк.

Документы для получения

Важно понимать, что разрешение на торговлю может получить только предприниматель, который официально зарегистрирован. Еще одна особенность: невозможно получить место для торговли, которое городская администрация не определила именно как место для торговли.

Иными словами, если вам захочется поставить ларек со свежими арбузами посреди Красной площади, сделать это будет очень проблематично.

Перечень документов для получения разрешения:Разрешение на торговлю на улице

  • копия паспорта, лицевая сторона и прописка;
  • индивидуальный налоговый номер предпринимателя (ИНН);
  • общероссийский государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП);
  • свежая выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП);
  • заявление о получении участка;

Порядок действий для получения разрешения:

  1. Ознакомиться с перечнем мест для торговли, утвержденным администрацией города.
  2. Выбрать то место, которое подходит для вашего бизнеса.
  3. Написать заявление либо в многофункциональном центре (МФЦ), либо в местном Департаменте экономики с просьбой выделить это место для вашей торговли.
  4. Приложить к заявлению копию паспорта, копию ИНН и ОГРН, свежую выписку из реестра индивидуальных предпринимателей. Срок действия выписки – один месяц.
Важно:

если вы подаете заявление в МФЦ, то там по межведомственному запросу узнают у Налоговой ваш ИНН и ОГРН, но вот копию выписки из ЕГРИП они получить, почему-то, не смогут. Это нужно помнить и заранее заказывать выписку, которая готовится неделю.

После подачи заявления, через 30 рабочих дней вам нужно будет вновь лично явиться в МФЦ или в Департамент экономики и забрать выписку, разрешающую вам использовать конкретное место, определенной площади для торговли одним или несколькими видами продукции, на которые вы имеете право. Только после этого ваша предпринимательская деятельность на этом участке будет законной.

Сколько это стоит?

В разных городах различная политика в этом направлении. В некоторых из них стоимость аренды участка для торговли бесплатна. Единственное требование таких администраций к предпринимателям – это соблюдение санитарных норм на выделенном земельном участке.

Такие города получают прибыль в виде налогов за торговлю на определенной площади. Но к сожалению, вскоре эта ситуацию изменится, и предприниматели будут обязаны выплачивать определенную сумму аренды земельного участка у муниципальной власти. Нельзя сказать, насколько она будет велика, но однозначно она будет опираться на коэффициент-дефлятор, определяемый ежегодно в зависимости от величины инфляции.

Разрешение на торговлю на улице

Срок действия

В зависимости от того, для кого оно выдано. Например, для сезонной торговли крайний срок – 1 октября. После этого разрешение на торговлю становится недействительным и с улицы исчезают все лотки и павильоны.
Если разрешение выдано для проведения ярмарки, то оно заканчивается сразу, как только истекает срок проведения ярмарки, оговоренный организаторами с местной властью.

Если разрешение выдано для конструкций без фундамента, но находящихся под крышей, то торговля может вестись круглогодично. Важно лишь каждый год продлевать разрешение.

Особые тонкости

В начале статьи упоминалось, что разрешение на торговлю предприниматели получают еще в январе. Почему?
На самых проходных точках, таких как выходы из метро, пересечения оживленных улиц или входы в парк постоянно находится большое количество точек торговли.

За эти места идет ожесточенная борьба, предприниматели стараются как можно скорее занять свободные, да с запасом, чтобы лишить конкурентов возможности поставить свою точку рядом. Именно поэтому свободные места занимают с января, как только открывается прием документов для мест торговли.

Еще одна особенность: при продаже пищевых продуктов, предприниматели обязаны уведомить Роспотребнадзор о том, что на указанном адресе в течение определенного периода будет вестись торговля указанными видами товаров. Если предприниматель этого не сделает, то при проверке его могут оштрафовать. Но как мы узнали выше, выявить нарушение порой очень сложно, из-за нехватки ресурсов у контролирующих структур.Разрешение на торговлю на улице

Ответственность за отсутствие разрешения

Предприниматели несут административную ответственность за отсутствие такого разрешения. Но здесь очень много тонкостей, о которых мы расскажем ниже. Основное наказание, которое может быть наложено на предпринимателя за административное правонарушение – штраф в размере до 3 000 рублей.

В случае если торговлю без разрешения осуществляет человек, не являющийся предпринимателем, то на него будет наложен штраф в размере до 2000 рублей за незаконное осуществление предпринимательской деятельности.

Разрешение на уличную торговлю

Кто осуществляет надзор?

Вот мы и подобрались к самому интересному. Если рассудить здраво, то контролировать должна и полиция, и Налоговая служба и Роспотребнадзор и многие другие организации. Но в действительности ситуация такова, что Налоговая служба может проверить лишь тех, кто официально заявил о своей торговле на определенном месте (иными словами, получил разрешение на торговлю).

Роспотребнадзор может проверить объект уличной торговли только после жалобы недовольных покупателей, а у полиции в связи с последними реформами просто нет человеческих ресурсов для проверки мелких предпринимателей и бабушек, незаконно торгующих петрушкой на улице. Вот и получается, что разрешение получить нужно, а проверить наличие у вас разрешения некому.

В некоторых городах нашли решение этой проблемы, введя отдельную структуру – муниципальную, или административную инспекцию, которая осуществляет контроль за соблюдением локальных административных актов начиная от наличия урн возле организаций и заканчивая единым стандартом табличек на домах. Именно с ней и придется столкнуться предпринимателю, торгующему на улице. В том случае, если в вашем городе такая инспекция существует.

Муниципальная инспекция при проверке предпринимателей действует следующим образом:

  1. Получает от администрации города список точек, на которых получено разрешение на торговлю.
  2. Сверяет реально действующих на точке предпринимателей с заявленными при выдаче разрешения.
  3. При выявлении правонарушений – выписывает административный штраф, который необходимо будет оплатить в течение 30 дней.

В том случае, если предприниматель официально получил разрешение в городской администрации, у муниципальной инспекции не будет к нему вопросов. Но зато вопросы появятся у Налоговой службы. Ее представители явятся на адрес осуществления торговли.

Так как практически вся торговля находится на вмененной форме налогообложения, которая определяет налоговую базу исходя из площади, то налоговые инспекторы придут сверять вашу площадь с декларируемой. Если данные не совпадут, готовьтесь доплатить в бюджет недостающие суммы.
Оставить комментарий

очиститьОтправить