Что такое аудиторская проверка?

Мужчина работает за рабочим столом

[box type=»download»] Аудиторская проверка является совокупностью мероприятий, которые предполагают сбор, изучение, анализ и оценку информации, касающейся ведения хозяйственной и финансовой деятельности.[/box]

Результатом выполненного аудита является мнение специалиста, выраженное в виде выводов и рекомендаций.

Аудит может быть обязательным и добровольным, и применяется во всех сферах деятельности субъектов предпринимательства. Различают аудит банковской деятельности, страховых организаций, бирж, инвестиционных компаний и внебюджетных фондов, а также производственных и торговых фирм.

Проведение аудиторской проверки преследует основную цель – выявление достоверных и актуальных показателей деятельности компании, и внесение корректировок в методы бухгалтерского учета и составления отчетности. Инструментами достижения поставленных целей в процессе проведения аудита являются точность и полнота оценки ведения учета и деятельности.

Основные этапы

Ключевые этапы проведения аудиторской проверки

Ключевые этапы проведения аудиторской проверки

Проведение аудиторской проверки происходит по утвержденному порядку, и включает в себя три основных этапа:

Планирование и подготовка, в процессе которого осуществляется:

  • официальный запрос в аудиторскую контору для получения соответствующих услуг;
  • ознакомление с хозяйственными и финансовыми аспектами деятельности компании, которая подлежит проверке, чтобы определить степень аудиторских рисков, объемы работ и стоимость оказания услуги;
  • оформление и подписание двустороннего договора на проведение аудиторской проверки;
  • составление и согласование плана мероприятий по проведению проверки;

Основной, на протяжении которого аудитор занимается:

  • сбором актуальных и достоверных аудиторских доказательств посредством внедрения в основные аспекты деятельности организации;
  • исследованием методов бухгалтерского и налогового учета, и порядка оформления первичных документов;
  • ознакомлением с результатами внутриорганизационных аудиторских проверок;

Заключительный. Завершительными действиями аудитора становятся:

  • подготовка рабочих аудиторских отчетов;
  • предоставление заключения о том, насколько достоверны данные бухгалтерской и финансовой отчетности, с выраженными в нем мнениями и доказательствами;
  • предоставление окончательного сводного отчета с отраженными в нем рекомендациями и выводами;

[box type=»download»] В отчете аудитор, как правило, отражает рекомендации по устранению недочетов и улучшению показателей эффективности работы организации.  [/box]

Методика проверки

Вопросительный знакЧтобы организовать качественную и достоверную проверку, необходимо разработать методику ее проведения. Каждая аудиторская контора осуществляет собственный подход к разработке документа в зависимости от конкретной ситуации, и оставляет за собой право признать эту информацию коммерческой тайной.

Однако основные направления, которые используются в процессе разработки методики, едины для всех:

  1. Отраслевой подход позволяет учесть при разработке документа профильное направление компании, подлежащей аудиту.
  2. Бухгалтерский подход предполагает учет в методике проверок всех направлений бух.учета с разбивкой по секторам.
  3. Юридический подход используется в случаях проведения проверок на соблюдение нормативно-правовых актов при осуществлении основной хозяйственной деятельности, а также юридически верного оформления финансовых и бухгалтерских документов.
  4. Специальный подход предусматривает учет в методике таких общих признаков работы предприятий, как структура управления персоналом, капиталом, налоговой политикой и организационно-правовой формой.

Методы проведения

Компании, оказывающие аудиторские услуги, самостоятельно выбирают метод проведения проверки, учитывая специфику компании и объем имеющейся информации.

Различают следующие методы проведения аудита:

  1. Полная проверка подразумевает работу со всеми первичными бухгалтерскими документами и отчетами. В процессе проверки происходит сопоставление данных синтетического и аналитического учета с первичной документацией, сверяются остатки по бухгалтерским счетам с цифрами, отображенными в балансе.
  2. Выборочная проверка предполагает работу с малой частью документации путем случайного, систематического или комбинированного отбора. При этом аудиторская организация должна учесть ожидаемые погрешности, допустимые риски метода отбора, а также произвести анализ полученных результатов, и отобразить их в отчете.
  3. Комбинированная проверка включает в себя использование двух предыдущих методов проверок. Для проверки малочисленных и редких операций (с валютой или ценными бумагами) применим метод сплошного отбора. Операции с большим и частым оборотом проверяются выборочным способом (например, касса и расчеты в национальной валюте).
  4. Камеральная (документальная) проверка ограничивается изучением первичной бухгалтерской, налоговой и финансовой документации, а также сводных отчетов субъекта деятельности. Этот вид проверки не предполагает выезд на территорию компании, подлежащей аудиту.
  5. Фактический аудит требует изучения не только документации, но и посещения места, в котором непосредственно осуществляется деятельность компании. В процессе фактического аудита может проводиться инвентаризация имущества, учета и устная работа с сотрудниками организации.

Приемы и методы, которые использует аудитор в работе, отображаются в рабочих документах и сводном аудиторском отчете.

Стоимость

Цена аудита является гибкой, и строится на базе влияния следующих факторов:

  • тип проверки (добровольная или обязательная);
  • цели, преследуемые в процессе проведения проверки (повышение уровня рентабельности и деловой репутации, оценка рисков или официальное заключение для предоставления в органы власти или инспекции);
  • объемы и период, которые подлежат аудиту (списочный состав работников, годовой оборот, количество документов и операций за проверяемый период);
  • особые пожелания компании-заказчика о проведении проверки с разработкой плана мероприятий по улучшению показателей с учетом ограниченного бюджета;

[box type=»download»] Указанные факторы оказывают непосредственное влияние на квалификационный и количественный состав аудиторов-специалистов, и, соответственно, на общую стоимость аудиторских услуг.[/box]

Документы

Документы и кофе на столеЧтобы аудиторская проверка прошла оперативно, и результаты выявились максимально достоверными, следует заранее подготовить документы, которые в процессе аудита изучаются специалистами.

В зависимости от сферы и выбранной методики проверки понадобятся следующие документы:

  • учредительная документация;
  • полученные патенты, лицензии, допуски и разрешения;
  • штатное расписание и документация, связанная с политикой организации и оплаты труда;
  • юридическая документация, регламентирующая договорные отношения с контрагентами;
  • производственные отчеты, сметы, калькуляции и расчеты по обоснованию цен;
  • учетная политика предприятия и основные положения, регламентирующие бухгалтерский и налоговый учет;
  • все виды отчетности, предоставляемые в государственные органы и инспекции;
  • журналы-ордера, книги учета, корреспонденция по всем отделам компании;
  • инвентаризационные описи и документы по учету материальных ценностей и основных фондов;

[box type=»download»] Перечень документов, подлежащих обработке, может дополняться или сокращаться в зависимости от области проведения аудита.[/box]

Результат

Офис с менеджерами

Заключительным этапом аудита компании является представление заключения проверки, оформленного должным образом. Аудиторское заключение является официальным документом, имеющим юридическую силу, и оформляется в двух экземплярах.

Сводный документ содержит мнение группы аудиторов о состоянии дел компании, которая подверглась аудита. Он может быть однозначно положительным и модифицированным. Первый вариант, кроме оценки положения и результатов анализа, содержит рекомендации специалистов по улучшению показателей деятельности. Второй вариант может выглядеть в нескольких видах: от акцента на проблемных ситуациях до полного отказа от высказывания мнения.

Регулярное проведение аудита в компании позволяет устранить мелкие недочеты в ведении бухгалтерского и налогового учета, вовремя выявить ошибки в экономических расчетах и отклонения от стратегии. Это позволит улучшить деловую репутацию, нарастить объемы производства и продаж, а также избежать проявления интереса со стороны контролирующих структур.

Статья была полезна?
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
0,00 (оценок: 0)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock
detector