Как можно самостоятельно зарегистрировать торговую марку?

Если ваша компания является российской, то вам вполне по силам пройти регистрацию своей торговой марки собственными силами. Ниже мы рассмотрим, как с наименьшими усилиями пройти регистрацию.

Торговая марка в руках

Создание торговой марки – это начальный этап процесса брендинга, некий стартовый отсчет для всех последующих этапов.

Моментом рождения торговой марки является момент, когда для товара придумано незаурядное наименование, разработан отличительный дизайн продукта, создан его фирменный стиль и, наконец, придуман девиз (слоган).

При всем перечисленном это может быть абсолютно стандартизированный товар, чьи характеристики схожи с характеристиками конкурирующих продуктов. Но как только вами создано фирменное наименование и оформлен свой товар, он получает определенный имидж. Это и будет моментом рождения вашей торговой марки.

Подготовка к регистрации

Для зарегистрированных торговых марок в России предусмотрена правовая охрана.

Готовясь к посещению Патентного ведомства, есть смысл выполнить следующие действия:

  1. Заказать дизайнерам создание рисунка-макета. В нем могут сочетаться буквы, слова, картинки и символы. Если вам сделают несколько вариантов, то потом можно будет выбрать из них наиболее удачный.
  2. Затем наступает черед обращения в Роспатент. Цель — произвести предварительный патентный поиск. Он заключается в выявлении близких по виду торговых марок. В расчет берутся же зарегистрированные по всему миру.

Позаботьтесь заранее, чтобы ваша торговая марка отвечала следующим требованиям:

  1. Ей не следует быть копией уже имеющихся брендов.
  2. В ее названии должно отсутствовать указание на место производства товара, его вид и качество.
Если данные требования учтены, а в результатах предварительного поиска не оказалось аналогов вашей задумке, значит можно спокойно переходить непосредственно к процедуре регистрации.

Если же поиск выдал сходство с другой маркой, то придется поработать над внесением незначительных изменений в эмблему, чтобы не столкнуться с возможным отказом после продолжительных и очень затратных действий.

Этапы самостоятельной регистрации торговой марки

Подаем заявку

РоспатентПриемом заявок на регистрацию товарного знака занимается Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент), а также её региональные подразделения. В этом ведомстве заявителю выдаются бланки анкеты, на их заполнение нужно обратить особое внимание, так как здесь прописывается все подробно.

Разберемся, что же указывается в бланках:

  • Ф.И.О. или наименование заявителя и его местонахождение;
  • заявляемое товарное обозначение (оно подробно описывается);
  • список товаров, на которые предприниматель собирается распространять регистрируемую торговую марку;

Наряду с анкетой-заявкой предпринимателем должен быть сформирован следующий пакет документов:

  1. Паспорт и копия свидетельства о регистрации ИП (для физ.лиц, заверяется нотариусом).
  2. Копия Устава и Учредительного договора (для юр.лиц, заверенная нотариально).
  3. Адрес точного места нахождения (с указанием номера стационарного телефона и почтового индекса).
  4. Коды ОКПО, ОГРН или ОГРНИП.
  5. ФИО. руководителя фирмы, от чьего имени и будет происходить оформление заявки.
  6. Отдельный список товаров и услуг, на который будет распространяться торговая марка.
  7. Нужно приложить изображение регистрируемой торговой марки (его размер должен составлять 8×8 см). Имейте в виду, оно должно быть цветным. Количество экземпляров изображения — 6.
Нужно помнить, что при составлении подробного описания торговой марки указывается её цвет, количество элементов и их смысловое значение, а также дается расшифровка букв. Составляя список товаров и услуг, понадобится указать и их числовые коды (делается это в соответствии с международной классификацией (МКТиУ).

Проходим формальную экспертизу заявки в Патентном ведомстве РФ

Сотрудниками Роспатента принимаются к рассмотрению документы заявителя. На руки ему выдается расписка в получении бумаг (прикладывается их полный перечень). Обязательным является приложение к документам квитанции о внесении госпошлины. Затем в течение двух-трех месяцев сотрудниками ведомства проводится проверка правильности заполнения заявки, полноты предоставленного пакета документов и того, насколько соответствует новая торговая марка определенным требованиям.

По итогам формальной экспертизы будет вынесено решение о допуске логотипа к дальнейшей проверке. Во время ее прохождения предпринимателю может понадобиться представить некоторые дополнительные документы в данное ведомство. Если по какой-то причине на протяжении двух месяцев сотрудники Патентного ведомства не смогут дождаться от заявителя ответа на поступающие звонки и письма сотрудников, то его заявка будет аннулирована.

Переходим к экспертизе товарного знака

Этот этап длится дольше двух предыдущих и является самым решающим. 10-12 месяцев – столько времени специалистами Патентного ведомства РФ ведется проверка заявленной торговой марки на предмет сходства с уже имеющимися в мировом пространстве брендами.

Для хранения всех данных о зарегистрированных логотипах сейчас используется Международная патентная база, доступ к которой имеется из любой точки мира. По окончании проведенной работы заявитель получает на руки решение комиссии о регистрации торговой марки или отказе. Причем, последний должен быть обоснован. Форма предоставления отказа — письменная.

Если же компании все же удалось попасть в ряды обладательниц собственного бренда, то ей понадобится приготовить еще немного финансов. Они уйдут на оплату ещё одной пошлины. После, приходит черед получения на руки регистрационного свидетельства. Зарегистрированная торговая марка находится под охраной закона, поэтому недобросовестных конкурентов, решивших наживиться на продаже своего товара под чужим логотипом, ждет привлечение к суду и ни много ни мало выплата денежной компенсации обладателю бренда.

В общей сложности, на процедуру регистрации уходит примерно от 8 до 15 месяцев. Для сокращения этого времени, есть смысл заранее позаботиться о сборе всех нужных бумаг и с большим вниманием заполнять все графы анкеты-заявки.

Регистрация товарного знака – это процесс не слишком сложный, но довольно продолжительный и многовариантный, а также требующий повышенного внимания. Приняв решение о самостоятельной регистрации товарного знака, нужно будет проштудировать полностью подборку документов по данной тематике.

Если вы ограничены во времени, не обладаете достаточной уверенностью в своих силах, то более приемлемым вариантом будет регистрация товарного знака с помощью профессионалов. Осуществить это можно в онлайн-режиме на сайте компании, оказывающей подобные услуги.

Область применения

Область применения торговой марки весьма значительная. Мы можем увидеть её в логотипе продукта, элементах упаковки, оформлении сайта компании, самом наименовании продукта.

Регистрация торговой марки в государственных структурах не относится к обязательным процедурам. Из этого вытекает закономерный и логичный вывод, что если знаком не пройдена регистрация, то у владельца все же имеется право пользования им.

Тем не менее, зарегистрированный знак с полученным охранным документом дает владельцу ряд преимуществ и прав:

  1. У владельца появляется право его неограниченного использования и возможность защиты данного знака от незаконного применения. Здесь уже вступает в силу предусмотренная законодательством ответственность.
  2. Реклама торговой марки и знака выльется в меньшую сумму, чем реклама собственно продукции и услуг. На повышение стоимости торговой марки влияет время: через какой-то период она может ощутимо вырасти в цене. Имеется сколько угодно случаев, когда товарный знак продавали за большую сумму, нежели удавалось выручить за все материальные активы самого предприятия. Потому, регистрируя торговую марку, бизнесмен инвестирует в собственное будущее.
  3. Торговая марка на рынке является самостоятельным товаром, он может быть продан, сдан во временное пользование или на него заключен договор франчайзинга.
Оставить комментарий

очиститьОтправить