Порядок получения ЭЦП для юридических лиц

В наш просвещенный век порой бывает трудно угнаться за ходом прогресса. Все время появляются нововведения, которые требуют внимания, приспособления и понимания, а порой и новых законов – бюрократическая машина едва поспевает за ними. Электронно-цифровая подпись – одно из таких нововведений. Появилось оно некоторое время назад и только начинает входить в обиход. Многим даже не известно, что же это вообще такое.

Нарисованная флешка, документы и монитор

ЭЦП – особый реквизит, который получают в ходе криптографического преобразования информации. С его помощью можно удостоверить, что электронный документ создан именно владельцем подписи, и что с момента постановки в него подписи он не подвергался изменениям. Согласно закону, документ, на котором проставлена ЭЦП, считается эквивалентным бумажному документу с собственноручной подписью и печатью.

Для чего нужна?

Казалось бы – зачем вообще может понадобиться электронная подпись, когда всегда можно распечатать документ, поставить на нем подпись собственноручную, и не испытывать никаких трудностей.

Однако есть области, в которых собственноручная подпись имеет меньше смысла, чем электронная:

  1. Электронный документооборот. Нет никакого смысла хранить огромные папки с документами, когда все органы власти признают силу документов электронных. На компьютере документация занимает меньше места, её сложнее потерять (особенно если иметь привычку делать резервные копии любого материала), ею легче обмениваться. Когда речь идет о межкорпоративном документообороте, электронной подписи нет цены – она полностью устраняет нужду куда-то ехать, чтобы поставить подпись, и доступ к документам дочерней компании будет у компании прародителя всегда. В электронном документообороте ЭЦП – гарант подлинности документов и способ организовать все максимально удобно.
  2. Электронная отчетность. При наличии ЭЦП, придающей юридической силы электронным документам, отпадает надобность возиться с почтой или ехать куда-то лично. Достаточно просто отправить отчет в надлежащую контору через интернет, а это в любом случае менее хлопотно.
  3. Госууслуги. С помощью ЭЦП можно заверять практически любые заявления – главное, чтобы в месте их приема уже знали о таком достижении техники. В случае физического лица это удобно, потому что отпадает необходимость выстаивать километровые очереди. Кроме того, в случае физического лица ЭЦП может быть записана на специальную карту – УЭК (Универсальная Электронная Карта), которая представляет собой идентификатор, включающий в себя полис, страховое свидетельство, проездной и электронный кошелек.
  4. Электронные торги. На них ЭЦП – гарант, что торговля ведется реальными людьми, которые, в случае нарушения пунктов сделки, будут нести ответственность.
  5. Арбитражный суд. При тяжбах между организациями, электронные документы, заверенные ЭЦП, являются полноценным доказательством.
  6. Документооборот с физическими лицами. Любое физическое лицо может заверять договора также и ЭЦП.

Для чего ЭЦП может понадобиться юридическому лицу?

Как уже понятно из предыдущего списка, для юридического лица ЭЦП наиболее полезна.

С её помощью юридическое лицо может:

  1. Организовать электронную отчетность на предприятии и забыть о бумажных документах, как о страшном сне, наладив обмен документами как из кабинета в кабинет, так и из города в город одинаково просто.
  2. Договариваться с партнерами, находящимися далеко, и подписывать договора на больших расстояниях, которые при этом будут иметь юридическую силу и являться полноценным документом, нарушение условий которого карается по закону.
  3. Представлять электронные документы, как доказательство в суде при тяжбе с другими юридическими лицами.
  4. Осуществлять отчетность (в ту же налоговую), не выходя из собственного офиса.
  5. Получать госуслуги, представляя не бумажные документы, а электронные.

В целом, для юридического лица ЭЦП – способ избавиться от некоторого количества головной боли.

Как получить?

Стоимость может составлять от 2000 до 7000 рублей.

Выдачей, а также контролем и техподдержкой ЭЦП занимаются учетные центры. Они регистрируют ЭЦП, при необходимости обнуляют, возобновляют и прекращают действие ключей.

В интернете можно найти множество учетных центров (перед тем как выбирать один конкретный, стоит зайти на единый портал ЭЦП в России и посмотреть там список авторизированных учетных центров, чтобы не оказаться обманутым мошенниками), срок выдачи ЭЦП на них сильно варьируется – кто-то предлагает за один рабочий день, кто-то за пять.

Порядок получения ЭЦП:

  1. Выбрать конкретный учетный центр и заполнить на его сайте анкету. Обычно в них указывается полное наименование фирмы, её ИНН, фактический адрес, а также контактные данные (поскольку получить ЭЦП может только один человек, но не вся организация разом, это конкретный человек обычно и предоставляет свои ФИО и емайл). Кроме того, существует обычно поле для дополнительных комментариев – в нем чаще всего указывают, для чего именно получается ЭЦП. Можно также позвонить и дождаться связи со специалистом, но это обычно менее удобно.
  2. Собрать все необходимые документы и предоставить их в учетный центр. Для юридического лица список документов следующий:
    • Выписка из Единого Государственного Реестра Юридических Лиц (ЕГРЮЛ), оригинал, или заверенная нотариусом. Выдана она должна быть не раньше, чем за полгода до представления.
    • Если ЭЦП выдается на руководителя организации, то документ о назначении его на должность, надлежащим образом заверенный.
    • Копия документа, удостоверяющего личность – то есть, разворотов паспорта с фотографией и местом жительства. Паспорт должен принадлежать лицу, получающему ЭЦП, или же его полноправному представителю.
    • Копия свидетельства о постановке на учет в налоговой.
    • Карточка организации: адреса (фактический, юридический, почтовый, также адреса будущего владельца ЭЦП), реквизиты банка, используемая система налогообложения (СРНО, ОСНО), коды статистики.
    • Если человек, собирающийся стать владельцем ЭЦП, не является руководителем организации – доверенность, подтверждающая его полномочия, заверенная у нотариуса.
    • Если человек, организующий получение ЭЦП не будущий владелец, а его представитель – доверенность, подтверждающая его право, заверенная у нотариуса.
    • Страховой номер лицевого счета будущего владельца ЭЦП.
На основании этих документов и заполненной анкеты в течении 3-5 дней представителю выдается сертификат, позволяющий ему работать с собственной ЭЦП и расписываться ею от имени организации.

Примечательно, что подобных представителей может быть несколько, но каждому из них нужна отдельная ЭЦП либо доверенность на совершение операций с одной ЭЦП на всех.

Что делать, когда ЭЦП получена?

Ручка и Рутокен на листе бумаги

Первым шагом после получения ЭЦП будет установка соответствующего программного обеспечения. Во-первых, это система криптографической защиты информации, которая помешает не уполномоченному лицу получить доступ к ЭЦП, во-вторых, это особый криптопровайдер, который выдается на Диске Абонента в учетном центре.

Установка не отличается сложностью – достаточно, не изменяя параметров, нажимать кнопку «далее» и в определенный момент подвигать мышью, позволяя программе собрать необходимые ей сведения. Также на определенном этапе, когда на экране появится надпись «Установка сертификатов» вам нужно будет вставить в USB-порт ваш носитель с личным ключом, выбрать контейнер с личным ключом и указать пароль.

В случае, если всплывет окно с надписью «Предупреждение системы безопасности» — можно смело нажимать «да».

Когда процедура установки завершится, необходимо будет сменить пароль к контейнеру и, чтобы обеспечить программе доступ к браузеру, установить определенные расширения, которые индивидуальны как для каждого браузера, так и для каждого государственного сайта.

Такое обеспечение понадобится любому компьютеру, на котором будут производится какие-либо действия с ЭЦП.

После того, как все необходимые установки будут выполнены, вы сможете свободно пользоваться собственной электронно-цифровой подписью, что сделает вашу жизнь проще и спокойнее хотя бы в некоторых, связанных с документооборотом и отчетностью аспектах.

Оставить комментарий

очиститьОтправить