В настоящее время законодательство РФ разрешает использовать электронный аналог вместо рукописной подписи. Она имеет полную юридическую силу и позволяет физическому лицу упростить удалённый документооборот с государственными учреждениями, организациями, учебными заведениями.
Что такое ЭЦП и для чего она нужна
Рассмотрим несколько понятий:
- ЭЦП – это информационный элемент электронного документа, сформированный в результате шифровального преобразования данных и позволяющий подтвердить достоверность, а также авторство деловой бумаги.
- Механизмом создания электронной цифровой подписи является её преобразование в определённой последовательности с использованием ключа. Чтобы убедиться в подлинности ЭЦП, проверяющий делает повторные вычисления и сравнивает с образцом.
- Принадлежность ключей проверки и генерации (открытого и закрытого) своему обладателю подтверждает сертификат электронной подписи.
- Владельцем сертификата называют физическое лицо, на имя которого специально аккредитованной организацией оформлено ЭЦП. Она, в свою очередь, называется удостоверяющим центром.
Наличие электронной подписи предоставляет своему обладателю ряд возможностей, позволяющих экономить время и даже денежные средства:
- Пользоваться всем многообразием возможностей Единого портала государственных услуг и других сайтов муниципальных учреждений и органов власти.
- Подать через интернет заявление на поступление в любое высшее учебное заведение.
- Подписать договор или акт со своим удалённым работодателем.
- Участвовать в электронных торгах и конкурсах.
- Отправить виртуальную заявку, чтобы получить патент на изобретение.
- Направить в соответствующие государственные структуры пакет документов для регистрации индивидуального предпринимателя.
Главное, что может дать своему владельцу ЭЦП – это обеспечение аналогичности отправленной и полученной информации. Поскольку изменить заверенный таким образом файл может исключительно её владелец. Для своего обладателя она столь же уникальна, как и поставленная своей рукой. Право использования электронной подписи дано федеральным законодательством и признаётся всеми судебными инстанциями РФ.
[box type=»download»] Существует большое количество аккредитованных организаций, которые занимаются выдачей ЭЦП. Поэтому каждый желающий сможет получить электронную подпись в течение одного дня в любом городе РФ. Необходимо направить заявку и комплект документов в удостоверяющий центр.[/box]
Стоимость и необходимые документы
Цена электронной подписи зависит от области её применения и дополнительных услуг:
- ЭЦП для работы только с Единым порталом государственных услуг обойдётся владельцу около 700 рублей.
- Подпись с более широким кругом действия будет стоить от 3000 рублей и дороже. Например, нельзя использовать один сертификат для участия в электронных торгах и работы с сайтом Федеральной налоговой службы. То есть, придётся оформить дополнительный.
- За отдельную плату удостоверяющий центр может предложить лицензионное криптографическое программное обеспечение, защищённый электронный USB-ключ, техническую поддержку.
- Бесплатно получить электронную подпись могут только государственные организации через структуры Федерального Казначейства.
Собрать документы для получения ЭЦП несложно. Потребуются:
- заявление на регистрацию сертификата ключа;
- ИНН физического лица;
- паспорт или другое удостоверение личности;
- СНИЛС;
- разрешение использовать персональные данные;
[box type=»download»] Электронную подпись можно использовать в течение 365 дней с момента изготовления. По окончании этого периода её требуется перевыпустить, так как работа с ней станет невозможной. [/box]
Перевыпуск и порядок хранения
Инициировать процесс обновления сертификата ключа подписи стоит ещё до истечения срока его действия. Для этого потребуется обратиться в аккредитованную организацию.
Перевыпуск – это изготовление новых ключей и сертификата на замену имеющимся. Список необходимых документов: заявление, ИНН, паспорт, СНИЛС.
Есть ряд ситуаций, когда требуется перевыпустить действительную ЭЦП:
- Носитель сертификата ключа подписи утерян, повреждён или форматирован.
- Внесены изменения в паспорт, СНИЛС или ИНН владельца электронной подписи. Например, поменялась фамилия.
ЭЦП может быть записана как на защищённые носители, так и на обычные. Есть возможность установить сертификат на компьютер владельца. Всегда стоит помнить, что документы, заверенные электронной подписью, имеют юридическую силу.
Поэтому одна из важнейших задач обладателя ЭЦП – оградить её от доступа третьих лиц.
Рассмотрим самые популярные устройства для хранения информации, оснащённые системой защиты:
- Рутокен – это USB-брелок с PIN-кодом. Он удобен в использовании, так как не требует запоминания длинных паролей, устойчив к внешним воздействиям, надёжно сохраняет персональные данные.
- Етокен производится в виде смарт-карты или USB-устройства. Его основное отличие – реализация возможности использовать ЭЦП таким образом, чтобы закрытый ключ не покидал носителя.
Особенности токенов:
[box type=»download»] Подделать электронную подпись очень сложно. Нужно провести большое количество математических расчётов. Внести несанкционированные изменения в подписанный файл тоже не получится. Они будут найдены при проверке ключа.[/box]
Как пользоваться?
Чтобы подписать документ с помощью электронной подписи не требуется специальных знаний.
Достаточно подключить к компьютеру устройство, содержащее электронную подпись. Дальше он всё сделает сам. Процесс подписи занимает совсем немного времени. У обладателя ЭЦП имеются зарегистрированные ключи – закрытый и открытый, которые хранятся в удостоверяющем центре.
Перед началом работы на компьютер устанавливается несколько специализированных программным продуктов:
- Сначала настраивается программное обеспечение «Крипто-Про CSP». Если оно было установлено раннее, его обязательно удаляют.
- Далее загружают библиотеки «Capicom» и «Cadescom» с помощью файлов «msi» и «Cadescom.msi».
- Для подтверждения достоверности ЭЦП устанавливается сертификат организации, которая её выдала. Процесс инициируют, запустив файл с расширением «.cer». Появляется окно мастера импорта сертификатов. Далее выбирают хранилище и завершают импорт.
- Для установки сертификата пользователя запускают «Крипто-Про CSP». В окне свойств открывают вкладку сервис и выбирают ключевой контейнер. Затем вводят pin-код и с помощью мастера импорта помещают сертификат в хранилище.
Использование ЭПЦ для подписи документов разного формата имеет свои нюансы:
- Для подписи документа Microsoft Word 2003 его сохраняют. Из меню «Сервис» переходят в «Безопасность», затем выбирают подпись и сертификат. Теперь можно воспользоваться ЭЦП.
- В Microsoft Office 2007 поступают по-другому. Щёлкают по кнопке «Office», затем выбирают из списка пункт «Подготовить». Чтобы добавить ЭЦП, определяют её цель, затем выбирают и ставят. Эмблема и пометка о содержании цифровой подписи подтверждают, что документ был заверен.
- Формат HTML требует формирования скрытого поля. Для этого заполняют специальную форму и нажимают «Подписать».
- Использовать ЭЦП для файла PDF поможет специальная программа «КриптоПро PDF». Она обеспечит генерацию и поверку подписи.
- Если нужно подписать документ, который состоит из нескольких файлов, то формируют ЭПЦ для каждого из них. Есть и другая возможность. Создают и подписывают один текстовый файл, в который заносят значения хэш-функций и идентификационные данные каждой составляющей.
- Для подтверждения электронной подписью базы данных вся информация, содержащиеся в таблицах, приводится к строковому типу. Объекты линейной структуры соединяются, и формируется переменная. Именно она и будет считаться электронным документом, подписанным ЭЦП.