Ликвидация фирмы с долгами и её основные способы

Любая фирма имеет обязанности в большей степени касающиеся финансов, перед государством, партнерами. И когда наступает несостоятельность и неспособность вести дальше дела, тогда самое время красиво удалиться, не создавая проблем себе и окружающим. О том, как это правильно сделать, расскажем в статье.

Мусорный бак

Ликвидировать фирму необходимо согласно правилам закона, инициаторами данной процедуры может стать:

  1. Владелец фирмы или ее соучредители. Согласованно внутри предприятия принимается решение о прекращении работы и объявлении банкротства. Затем назначается комиссия которая будет контролировать и отвечать за процесс ликвидации.
  2. Кредиторы. Юридические лица, имеющие финансовые претензии, в судебном порядке предлагают прекратить работу предприятия. После решения суда назначается ответственный за ликвидацию и работу фирмы в этот период.

Закрытие фирмы происходит не сразу, это поэтапная и кропотливая процедура, которую владелец пытается провести безболезненно и с малейшими потерями.

Способы ликвидации фирмы с долгами

Есть официальные способы ликвидации и альтернативные. Какой выбрать зависит от экономических показателей предприятия, его налоговой задолженности, кредитов, правильности и прозрачности документации. Официальными способами принято называть добровольную ликвидацию, принудительную и банкротство.

Добровольная ликвидация

Проверка документацииОфициальная процедура, происходящая согласно Федеральному закону РФ №129, в следствии которой фирму удаляют с реестра юридических лиц.

Инициаторами выступают сами учредители предприятия, у них обычно нет больших долгов, а причиной такого решения становится работа в убыток и неспособность дальнейшего развития.

Самым страшным в данном случае является налоговая проверка, находящая дополнительные долги, штрафы. Поэтому, готовясь к добровольному закрытию следует тщательно проверить документацию.

Также забрать свое у должников, так как им дается всего два месяца для расчета, многие просто тянут время (нет фирмы – нет долгов).

Данный процесс ликвидации может тянуться долго и имеет обязательные этапы:

  1. Собрать всех акционеров, принять постановление о ликвидации и назначить ликвидационную комиссию. Документально оформить эти решения и предоставить их заверить нотариусу. Если владелец фирмы один, он выступает ликвидатором и самостоятельно ведет весь процесс.
  2. В трехдневный срок уведомить документально все необходимые органы. В налоговую нужны определенные формы документов, а пенсионный фонд и соцстрах можно проинформировать любым способом.
  3. Опубликовать в «Вестнике государственной регистрации» заметку о начале ликвидации.
  4. Уведомить о своем решении кредиторов и постараться разобраться с дебиторской задолженностью. В это же время нужно стойко пережить налоговую проверку.
  5. Утвердить промежуточный ликвидационный баланс и подать соответствующие документы в регистрационный орган, после чего он выдает свидетельство об уведомлении.
  6. Рассчитаться с долгами.
  7. Подготовить последний пакет документов (ликвидационный баланс, заявление о регистрации ЮЛ в связи с ликвидацией). Заплатить пошлину государству и получить справку об отсутствии долгов перед ПФ.
  8. Передать все документы в регистрационный орган и через неделю получить свидетельство о ликвидации.

Закрывая фирму нужно помнить о рабочих. Центр занятости нужно уведомить о своих намерениях за 3 месяца до начала процесса, а сотрудников за 2 месяца. Процедура добровольной ликвидации непростая и фирмы часто пользуются услугами специальных организаций занимающихся такими вопросами.

Плюсы;

  1. Стопроцентная гарантия, что в будущем не будет никаких претензий к участникам фирмы со стороны государства.
  2. Неудовлетворенные требования кредиторов погашаются с прекращением существования фирмы.
  3. Предприятие окончательно и бесповоротно удаляют.
  4. Возможность сохранить активы.

Минусы:

  1. Налоговая проверка, в большинстве случаев предъявляющая дополнительные взыскания.
  2. Длительные сроки – в пределах полугода.
  3. Придется рассчитаться с долгами.

Цены:

  1. Юридическая помощь – 30 тыс.руб.
  2. Юридическая и бухгалтерская помощь – 50 тыс.руб.
  3. Юридическая и бухгалтерская помощь + ликвидатор – 65 тыс.руб.

Сроки: 6 месяцев.

Банкротство

Передача долларовой купюрыДолги неизменно ведут к банкротству. Признания своей несостоятельности платить по счетам тщательно контролируется законом.

Дело рассматривается местным арбитражным судом, и только здесь дают добро на проведение данной операции. Инициаторами могут быть как собственник компании, так и ее кредиторы. Последние вправе подать иск, если долг составляет не меньше 100 тыс. руб., и оплаты не было на протяжении 3 месяцев.

Лучший вариант для фирмы – на 5 этапе добровольной ликвидации (промежуточный баланс) выявить долг более 100 тыс. и обратится в суд с просьбой признать себя несостоятельным. Суд назначит ответственного ликвидатора из предложенных фирмой кандидатур, долги, скорее всего спишут и предприятия без лишней волокиты закроют.

Это упрощенная схема.

Полная версия банкротства предусматривает наблюдение, после которого суд может вынести несколько решений:

  1. Признать фирму банкротом и исключить из реестра ЮЛ.
  2. Ввести внешнее управление.
  3. Помирить с кредиторами.
Поэтому с целью ликвидации фирмы лучше прибегнуть к ускоренной форме. Чтобы не было подозрений о преднамеренном банкротстве, процедуру лучше спланировать и начать заранее ( правильно вести документацию и аргументировать убыточные сделки).

Плюсы:

  1. Возможность законно избавится от долгов и обязательств.
  2. Освобождает от любого вида ответственности.
  3. Возможность сохранить активы.
  4. Официальное исключение из реестра.

Минусы:

  1. Длительный срок процедуры.
  2. Для успешного финала нужен свой ликвидатор, который стоит не дешево.
  3. Есть риск субсидиарной ответственности.

Цены: 250 тыс.руб и 5% от долгов.

Сроки: От 5 месяцев до 1 года.

Принудительная ликвидация

СудОсуществляется арбитражным судом в случае совершенной несостоятельности и бездеятельности фирмы и может повлечь за собой субсидиарную ответственность с конфискацией личного имущества.

К такому способу часто прибегают фирмы «однодневки» или предприниматели, решившие избавиться от своего детища, оформив его на «подставное» лицо.

В случае с недолговечными фирмами учредители обычно избегают какой-либо ответственности. Но если изначально собственник «напортачил» а потом отдал дела номинальной особе, служащие закона постараются привлечь именно его к ответственности.

Плюсы:

  1. Не нужно никому платить.
  2. Исключают из реестра.
  3. Если все правильно оформлено, ликвидацию нельзя назвать недействительной.

Минусы:

  1. Предприятие не должно выполнять каких-либо официальных действий больше года.
  2. Решение принимает инспекция налоговой службы, а оно не всегда положительное.

Цены: бесплатно.

Сроки: зависят от ликвидаторов.

Последствия официальных способов ликвидации — фирма полностью прекращает свое существование вместе с долгами и проблемами и в будущем всем участникам и владельцам предприятия не грозит никакая ответственность и не всплывут никакие подводные камни.

Альтернативные способы

Обычно применяют если хотят сэкономить время и деньги или в случае задолженности перед бюджетом. Но данные способы не ликвидируют фирму, а лишь меняют ее обличие.

Альтернативная ликвидация происходит в случае:

Продажи (смены руководителей)

Смена руководства на предприятииНазначают нового гендиректора, главного бухгалтера и учредителей, фактически продают компанию. Обновленное предприятие с выпиской из госреестра может спокойно продолжать работать не волнуясь за прежние неудачи. Все претензии будут к старому руководству.

Плюсы:

  1. Относительно быстрая процедура – до 20 рабочих дней.
  2. Дешево.
  3. Нет проверки налоговой.

Минусы:

  1. Сложно найти покупателя.
  2. Субсидиарная ответственность может настигнуть прежних владельцев, так как информация о прежней деятельности из реестра не удаляется.
  3. Для купли-продажи нужен внушительный пакет документов.

Цены:

  1. Смена руководителя – 7 тыс.руб
  2. Купля-продажа – 18 тыс.руб.

Сроки: Две недели.

Реорганизации

Слияние — объединение нескольких фирм и регистрация нового предприятия. Слияние могут проводить не более десяти предприятий. Вся ответственность за их деятельность переносится на новый объект. Новое предприятие регистрируют на протяжении недели.

Пред этим ликвидируемые фирмы должны:

  1. Принять решение на общем собрании всех учредителей.
  2. Подготовить нотариально заверенные документы для регистрирующих органов.
  3. Известить «Вестник государственной регистрации».
  4. Составить акт приема-передачи и зарегистрировать новое предприятие.

Присоединение —  большая фирма поглощает маленьких коллег со всеми их долгами и проблемами. Отличается от предыдущего способа тем, что новая фирма не регистрируется, а ответственность за ликвидируемое ЮЛ несет предприятие согласившееся на подобную сделку.

В обоих случаях фирма получает свидетельство о ликвидации в результате реорганизации. Это быстрый способ, не требующий серьезных проверок и разрешений. Единственной проблемой могут стать не согласные кредиторы.

Плюсы:

  1. Исключается информация из госреестра.
  2. Официальных документов требуется намного меньше чем при продаже.
  3. Нет проверок.

Минусы:

  1. Несколько длительная процедура.
  2. Кредиторы могут помешать сделке.
  3. Нужна справка из ПФ об отсутствии долгов.

Цены: От 45 до 65 тыс. руб.

Сроки: От 3 до 4 месяцев.

Последствия альтернативных способов ликвидации — если деятельность фирмы «чистая», без долгов, то негативных последствий не будет. Наоборот альтернативные способы не столь бюрократичны и не требуют увольнения большого штата сотрудников. Но несколько опасны для недобросовестных фирм.

Окончательно определиться со способом ликвидации без помощи специалистов очень сложно. В случае большой задолженности поможет как банкротство, так и альтернативные методы. Хотя последние влекут за собой определенные риски. Лучше всего воспользоваться услугами квалифицированных юристов, чтобы потом не платить больше и не отвечать перед судом.

Оставить комментарий

очиститьОтправить